У 72% российских онкологов есть признаки эмоционального выгорания.
Эта цифра не зависит от пола – и мужчины, и женщины «выгорают» практически одинаково, но может меняться c возрастом и опытом – после 65 лет у врачей наступает профессиональная адаптация. Такие результаты показало исследование специалистов Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) на виртуальном конгрессе ASCO-2020.
Исследование было подготовлено коллективом авторов. Среди них Суфия Зыевна Сафина, к.м.н., заведующая отделением химиотерапии № 3 ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Республики Татарстан (Казань), и Татьяна Юрьевна Семиглазова, д.м.н., заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России (Санкт-Петербург).
Цель исследования – определить распространенность и степень выраженности эмоционального выгорания (ЭВ) как результата хронического стресса на рабочем месте у специалистов онкологических учреждений России. Следует сказать, что к общим причинам развития синдрома ЭВ относятся:
К специфичным причинам можно отнести:
В исследовании участвовали 389 врачей-онкологов из различных регионов России. Для итогового статистического анализа отобрали 385 анкет. Средний возраст опрошенных составил 49,5 лет (от 26 до 73 лет). В опрошенной группе женщины – 61% (236 человек), мужчины – 39% (153). Вот как распределился состав специалистов: 47,5% (n=183) – химиотерапевты, 28% (n=109) – хирурги, 8,5% (n=33) – радиотерапевты, 7% (n=26) – специалисты диагностического профиля, 3% (n=11) – администраторы, 14,5% (n=38) – смежные специальности (клинические психологи, биологи, патологоанатомы, гистологи, врачи паллиативной помощи, психотерапевты).
У 72% российских онкологов, участвовавших в исследовании, были отмечены признаки ЭВ. При этом опрос не показал принципиальных различий в развитии симптоматики ЭВ у онкологов-мужчин (69%) и онкологов-женщин (72%). При анализе индивидуальных показателей с учетом возраста и этапа становления специалиста в профессии менее всего оказались подвержены ЭВ люди старше 65 лет с большим опытом работы, что свидетельствует о профессиональной адаптации.
В качестве выводов и практической значимости исследования коллектив авторов указал такие:
Авторы исследования убеждены, что своевременное выявление ЭВ и внедрение механизма психологической защиты в процессе профессиональной адаптации скажутся не только на улучшении психического здоровья специалистов-онкологов, но и на повышении эффективности оказания медицинской помощи онкологическим больным.
Синдром эмоционального выгорания признан проблемой, требующей медицинского вмешательства, и внесен в Международную классификацию болезней. В МКБ-10 и МКБ-11 синдром классифицируется как переутомление.
К сожалению, сегодня не ведется мировой статистики по синдрому эмоционального выгорания, но разные страны тем не менее проводят подобные исследования. Согласно тестированию врачей, выполненному по методу Бойко, более половины врачей в России подвержены синдрому ЭВ, у 10% медиков синдром находится в стадии формирования и лишь у 20% врачей нет признаков эмоционального выгорания. Такие же показатели наблюдаются и в исследованиях, проводимых в развитых странах с высоким уровнем медицинской помощи и оснащения врачей.
Онкологу помимо основных обязанностей приходится при общении с больным и его родственниками выполнять не свойственные ему функции медицинского психолога и врача-психотерапевта, не имея при этом ни соответствующих навыков, ни нужного образования.
В результате онколог принимает на себя значительные психоэмоциональные нагрузки, которые зачастую приводят к быстрому истощению его психических ресурсов, что проявляется в виде синдрома ЭВ. Термин «эмоциональное выгорание» появился относительно недавно – в 1974 г., и ввел его в научный оборот американский психиатр Герберт Фрейденбергер для описания феномена деморализации, разочарования и крайней усталости у работников психиатрических учреждений, употребив при этом словосочетание «психическое выгорание». В настоящее время синдром эмоционального выгорания признан проблемой, требующей медицинского вмешательства, и внесен в Международную классификацию болезней. Как в МКБ-10, так и в МКБ11 синдром классифицируется как переутомление.
Согласно определению, синдром эмоционального выгорания состоит из трех основных моментов:
1) истощение физическое, психическое или интеллектуальное;
2) редукция профессионализма – нарушение продуктивности и эффективности в работе;
3) деперсонализация – отстранение от клиентов, пациентов, учеников, близких. Состояние может сопровождаться склонностью к употреблению алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию зависимости и почвы для суицидального поведения. Синдром ЭВ обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на тяжелые производственные и эмоциональные требования, ему сопутствует пренебрежение семейной жизнью или отдыхом.
Что делать при ЭВ? Первым шагом является диагностика состояния. Для этого существуют тесты по системе Маслач (более быстрый и короткий) и по системе Бойко (более длинный и развернутый).
Существует несколько моделей, по которым выявляют эмоциональное выгорание. У разных авторов можно увидеть подразделение на разные стадии ЭВ. Важный этап – это признание самого факта истощения и выгорания. Ни в коем случае нельзя закрывать на проблему глаза ни самим медицинским работникам, ни главврачам и другим руководителям, в чьем подчинении врачи находятся. Также на особом счету стоит обратная связь от коллег, близких и родных людей.
Человек должен прислушаться к жене, мужу, детям, друзьям. Как только осознание, признание и обратная связь получены, врач должен принять решение измениться. Причем оно должно быть окончательным. И подтверждением решения будут результаты в рабочей деятельности. На втором этапе необходимо выявить факторы риска развития синдрома эмоционального выгорания. Так, все выявленные факторы риска делят на:
Одним из важных факторов профилактики синдрома эмоционального выгорания является изменение условий труда: начиная от оптимизации времени, затрачиваемого на каждого пациента, и заканчивая организацией эргономичного рабочего места. Если врач пренебрегает этими факторами, то формирует предпосылки для развития не только синдрома эмоционального выгорания, но и более тяжелых патологий.
Врач должен ощущать ценность себя как специалиста в своих глазах, как важного работника здравоохранения в глазах общества и как примера для пациентов. На становление онколога уходит немало ресурсов – как времени, так и денег. Если врач является специалистом высокого класса, то в рамках системы здравоохранения не так-то просто заменить его другим коллегой. И чем лучше врач, тем более сложные случаи ему отдаются на лечение и курацию. Такая практика, естественно, увеличивает и без того немалую нагрузку на специалиста.
Для борьбы с синдромом эмоционального выгорания важно не только избегать утомления, а выстроить работу таким образом, чтобы восполнение ресурсов было последовательным и постоянным. Вот небольшая часть навыков, которые могут помочь в борьбе с синдромом эмоционального выгорания.
✓ Умение разделять работу и дом, ставить точки в мыслительной деятельности позволяет сохранить интеллектуальный ресурс и избежать напряжения после завершения рабочего дня.
✓ Четкое планирование рабочего графика позволяет сохранить физический ресурс и растянуть силы до конца дня.
✓ Умение работать с провокациями позволяет сохранить психический ресурс, защититься от обид, раздражения и агрессии.
✓ Разумная организация рабочего пространства помогает структурироваться и защититься от беспорядка как в кабинете, так и в голове.
✓ Навыки коммуникации позволяют контролировать ход беседы и не дают эмоциям выплеснуться через край. Всем этим навыкам (и самогипнозу, и управлению эмоциями, и управлению мыслительной деятельностью) онколог может научиться самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к специалисту – психологу или психотерапевту.
Следует помнить: приобретение навыков как обучение иностранному языку, нельзя овладеть ими в один момент. Ну и наконец, нужно помнить о социальном взаимодействии. Важен тесный контакт врачей между собой, их взаимоподдержка, объединение медиков разных специальностей для выяснения причины заболевания и помощи пациенту, свободное делегирование полномочий врачам других специальностей, повышение квалификации не только в рамках собственной профессии.
Врачу желательно поддерживать хорошую физическую форму, тепло и эмоционально общаться с друзьями и близкими, наслаждаться жизнью.