Поиск по сайту

Влияние Национальной программы на социально-демографические и экономические показатели России

Национальная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями является важнейшим инструментом государства и системы здравоохранения в решении задачи народосбережения. С появлением такого документа связаны новые импульсы в развитии и повышении эффективности онкологической помощи в стране. О задачах, которые предстоит решить в первую очередь, говорил директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО Юрий Александрович Крестинский на XXII Российском онкологическом конгрессе.

Юрий Александрович Крестинский,  директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВОЮрий Александрович Крестинский,
директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО

 

Истоки программы онкологической помощи

Еще год назад никто не верил, что такая программа возможна. На тот момент не завершилось обсуждение национальной онкологической стратегии. Тем не менее 1 марта 2018 г. в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин предложил реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены основные целевые показатели в сфере демографии и здравоохранения:

  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
  • снижение смертности лиц трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение младенческой смертности до 4,5 случаев на 1000 родившихся детей;
  • снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения.

После Майского указа Президента РФ началась активная работа по разработке конкретных проектов и программ, направленных на реализацию поставленных задач. Так, на заседании Общероссийского народного фронта 31 мая вице-премьер по социальным вопросам Т.А. Голикова объявила об одобрении национального проекта «Здравоохранение».

Динамика финансирования Национальной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями и ожидаемый рост бюджета на оказание онкологической помощи 

В сентябре был представлен паспорт данного проекта, утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. В целях повышения эффективности реализации проекта «Здравоохранение» в него включено восемь национальных программ:
1) «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
2) «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
3) «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
4) «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;
5) «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
6) «Методическое руководство национальными медицинскими исследовательскими центрами»;
7) «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
8) «Развитие экспорта медицинских услуг».

«Национальная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями фокусируется в первую очередь на снижении показателей смертности и запущенности при злокачественных новообразованиях у трудоспособного населения по шести локализациям: молочная железа, шейка матки, предстательная железа, ободочная и прямая кишка, кожа, рот и глотка, определяющих сегодня 54% заболеваемости и более 40% смертности от всех случаев злокачественных новообразований».

Финансирование онкологической программы

На реализацию национального проекта «Здравоохранение» в целом заложено свыше 1 трлн 360 млрд руб. на шесть лет (до 31 декабря 2024 г.). Ожидаемый объем финансирования Национальной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями составляет 1 трлн 38 млрд руб. Эти средства планируется выделять на реализацию программы до 2024 г. неравномерными траншами. Источником дополнительного финансирования программы онкологической помощи может быть не только государство, но также бизнес, средства самих граждан, софинансирование (рис. 1).

Возможные источники увеличения бюджета на онкологическую помощь

Прежде всего речь идет о не используемых пока средствах работодателей, таких как корпоративные соплатежи, средства на производственную медицину, финансирование клинических исследований компаниями-производителями, а также о смешанных формах финансирования – страховании онкологических рисков за счет компаний и населения, лекарственном страховании и благотворительности. Эти мероприятия помогут минимизировать возможные риски при реализации программы онкологической помощи населению.

Приоритеты онкологической программы, сопряженные с рисками

Развитие инфраструктуры онкологической службы как одно из приоритетных направлений онкологической программы придает ей инвестиционный характер, что сопряжено с определенными рисками в части достижения целевых показателей программы. К потенциальным рискам можно отнести:

  • недостаточное развитие профилактики злокачественных новообразований, в том числе отсутствие в Национальном календаре прививок вакцинации против онкологических заболеваний;
  • недостаточность финансирования лечебного процесса;
  • отсутствие целеполагания по разработке интегрированных стандартов оказания медицинской помощи онкологическим больным;
  • дефицит средств на инновационные технологии, в том числе на приобретение лекарственных препаратов.

На реализацию программы по борьбе с онкологическими заболеваниями выделяются значительные средства. Как они будут расходоваться в рамках реализации программы? Экспертное сообщество озабочено этим вопросом не только с позиции российских реалий, но и с точки зрения сопоставления с расходами в развитых и даже многих развивающихся странах.

Национальная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями фокусируется в первую очередь на снижении показателей смертности и запущенности при злокачественных новообразованиях у трудоспособного населения по шести локализациям: молочная железа, шейка матки, предстательная железа, ободочная и прямая кишка, кожа, рот и глотка.

Лекарственное обеспечение онкологических больных

Структура причин смертности в РФ за 2018 год

Одним из важных факторов успешной реализации онкологической программы является развитие системы лекарственного обеспечения онкологических больных. В 2017 г. соответствующие расходы составили около 74 млрд руб. Включение в 2018 г. в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 11 новых МНН для онкологии потребует дополнительного финансирования. Например, на химиотерапию через ОМС будет выделено 70 млрд руб. Комментируя эти цифры, Ю.А. Крестинский отметил, что лекарственное обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями весьма скудное. В перспективе этот показатель должен быть в разы выше. Где взять деньги? Ответа на этот вопрос пока нет.

Лекарственное обеспечение в России де юре является частью медицинской помощи лишь в стационарном сегменте. Все программы льготного лекарственного обеспечения при амбулаторной помощи, которые охватывают 19% населения, реализуются не по медицинской линии, а по линии социальной помощи населению. В аспекте поставленных серьезнейших демографических задач эту ситуацию следует изменить. По мнению эксперта, государственное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении должно быть предусмотрено в базовой программе ОМС.

В перспективе надежды возлагаются на лекарственное страхование. Внедрение его в амбулаторном звене, с точки зрения пациентов, является ключевой задачей государства в области здравоохранения на ближайшую перспективу.

Экономический и социальный эффект от реализации программы

В структуре смертности в Российской Федерации онкологические заболевания занимают второе место после болезней кровообращения и составляют 16,10% (рис. 2).

Целевой показатель снижения смертности от новообразований, в том числе злокачественных, рассчитанный на 2024 г., составляет 185 случаев на 100 тыс. населения, что на 8% ниже показателя 2017 г. (рис. 3).

Целевые показатели по снижению смертности от новообразований, в том числе злокачественных (случаев на 100 тыс.населения)

По мнению эксперта, это грубый показатель, который может расти по мере увеличения продолжительности жизни. Поэтому лучше использовать стандартизированные показатели, опирающиеся, например, на половозрастные данные, которые более точно отражают ситуацию с заболеваемостью. Так, по данным 2016 г., 84–90% случаев злокачественных новообразований приходятся на предпенсионный и пенсионный возраст. Как следствие – дополнительная социальная и экономическая нагрузка на страну (рис. 4).

Связь между заболеваемостью злокачественными новообразованиями и половозрастными характеристиками за 2016 годРеализация Национальной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями призвана снизить смертность от новообразований, в том числе злокачественных. Это в свою очередь приведет к экономическим выгодам. Речь прежде всего идет о сбережении народа России, достижении демографических целей по увеличению продолжительности жизни, увеличении продолжительности здорового периода жизни и доли трудоспособных людей, занятых в народном хозяйстве РФ, снижении бремени болезни и потерь ВВП страны.

Немаловажно и приобретение в связи с этим социальных выгод. Уровень доверия населения своему правительству неминуемо возрастет, а общая социальная напряженность в стране снизится. Забота о здоровье населения предполагает внедрение современных методов профилактики онкологических заболеваний, в том числе вакцинопрофилактики, внедрение новых методов диагностики, в том числе современного скрининга злокачественных новообразований, повышение доступности современных технологий диагностики и лечения.

Источник: «НОП 2030», №1, 2019