Поиск по сайту

Пациенты просят правительство пересмотреть подходы к оплате медпомощи за счет средств ОМС

Пациенты просят правительство пересмотреть подходы к оплате медпомощи за счет средств ОМС Три крупнейшие пациентские организации направили письмо председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть действующие подходы к оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Причины такого шага обсудили 26 октября на круглом столе, посвященном проблемам действующего подхода к лекарственному обеспечению онкологических пациентов в рамках системы ОМС, представители пациентского, врачебного и страхового сообществ.


Как рассказал Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, возглавляемая им организация, а также МОД «Движение против рака» и Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» просят в письме пересмотреть перечень лекарств для онкологических больных, которые предоставляются бесплатно. Большинство их входит в ЖНВЛП (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), но в перечне нет многих лекарств, которые значатся в клинических рекомендациях Минздрава. Таким образом, врачи и пациенты оказываются перед сложным выбором: если следовать протоколам лечения, то приобретать лекарства гражданам приходится за свой счет, а если не следовать, то снижается эффективность лечения. «Мы увидели, что в методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи в системе ОМС относительно недавно появилось новое требование, а именно наличие препарата в перечне ЖНВЛП. Если препарата нет в перечне, то оплата или вообще отсутствует, или идет на таком уровне, который просто не компенсируют лечебному учреждению в полной мере», – рассказал Юрий Жулев.

В перечне ЖНВЛП нет многих лекарств, которые значатся в клинических рекомендациях Минздрава
При этом, удивляется эксперт, чтобы попасть в перечень ЖНВЛП, препарат должен пройти рассмотрение в комиссии по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения Минздрава, но из-за достаточно жесткой политики министерства значительное их количество не пропускается в силу разных причин, в том числе из-за стоимости.

«Таким образом, пациенты оказались заложниками ситуации. С одной стороны, препараты доказали свою эффективность, зарегистрированы в РФ, включены в клинические рекомендации, то есть их востребованность признана профессиональным сообществом. С другой стороны, комиссия не пропускает их в перечень ЖНВЛП и, как следствие, лечебные учреждения не могут полноценно осуществлять терапию этими препаратами, потому что государство просто не компенсирует стоимость этого лечения. Тысячи и тысячи пациентов не могут получить современную терапию, то есть их шансы на выздоровление, на сохранение жизни многократно падают», – посетовал Юрий Жулев.

Барьеры и пути решения

Видение барьеров и путей решения в организации лекарственного обеспечения онкопациентов представила Ирина Боровова, президент ассоциации «Здравствуй!». По ее словам, сохраняется проблема с получением таблетированных форм в условиях дневного стационара, пациент вынужден ежедневно ходить за одной таблеткой. Причина – в существующих пробелах Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пациенты считают, что необходимо разделить финансовые потоки и предоставлять таблетки по льготе, а все парентеральные формы – по клинико-статистическим группам (КСГ). В законе также необходимо четко сформулировать и закрепить возможность выдачи пациенту лекарственных препаратов на руки минимум на один курс лечения.

Ирина Боровова обратила внимание на то, что за последние годы активного ценового регулирования, которое осуществляют ФАС и Минздрав, с рынка ушло более 800 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов, многие из которых входят в перечень ЖНВЛП. Часть из них – это химиопрепараты для базовой терапии онкозаболеваний. В результате расцвел черный рынок, часто дефицитные препараты нелегально ввозятся из-за рубежа. Таким образом, действия Минздрава и ФАС привели к выраженному дефициту лекарств из перечня ЖНВЛП и формированию их нелегального оборота, а плохая подготовленность системы маркировки только усугубила этот процесс.

Действия Минздрава и ФАС привели к выраженному дефициту лекарств из перечня ЖНВЛП и формированию их нелегального оборота
Кроме того, считает она, есть еще такая сложность: внедрение новых препаратов, методов лечения в широкую клиническую практику в стране не имеет ясного и предсказуемого механизма как для производителей, так и для пациентов. Даже если фармпроизводитель рискнет и вложится в разработку нового, потенциально конкурентоспособного на мировом рынке препарата и получит хороший результат, нет гарантии, что его продукт быстро станет доступным для пациентов, а производитель сможет вернуть свои инвестиции, в первую очередь за счет госзакупок.

Возможным решением здесь может стать присвоение статуса «прорывной терапии» препаратам, продемонстрировавшим высокую эффективность в I–II фазах клинических испытаний, а также их ускоренная регистрация и гарантия включения в систему лекарственного обеспечения.

Многие схемы лекарственной терапии в онкологии не покрываются тарифом в полном объеме и становятся убыточными для ЛПУ
Главная же проблема, сказала Ирина Боровова, это дефицит финансирования: весь объем лекарств для лечения онкозаболеваний составляет около 300 млрд руб. на 2021 г., а необходимый объем финансирования для обеспечения доступности лечения в рамках действующих клинических рекомендаций по онкологии – около 600 млрд рублей. Многие схемы лекарственной терапии в онкологии не покрываются тарифом в полном объеме и становятся убыточными для ЛПУ, посетовала она. Методология распределения схем терапии по группам основана на расчете средней стоимости законченного случая. Это делает дешевые, часто не самые эффективные схемы более привлекательными для медорганизаций, что ограничивает доступность и ухудшает качество медицинской помощи. Пути решения здесь видятся в устранении дефицита средств, изменении методологии расчета стоимости терапии, которая должна быть основана на реальной потребности во флаконах на курс лечения.

Ирина Боровова высказалась за выделение отдельных КСГ для сопроводительной терапии, а также для препаратов с необходимостью введения нагрузочной дозы. В целом она призвала менять парадигму в подходах к оценке эффективности терапии – фокус должен быть сделан на улучшении качества жизни и исходах лечения.

Неограниченный доступ вряд ли возможен

Однако не все плохо, утверждает Евгений Имянитов, заведующий научным отделом биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. По его словам, медицинское обеспечение в России абсолютно соответствует самым развитым странам мира, то же самое касается лекарственного обеспечения. «Не секрет, что десять лет назад за многие исследования, такие как КТ, МРТ, в основном платили пациенты. Сейчас практически все процедуры в онкологии де факто доступны бесплатно, это колоссальный прогресс», – напомнил он.

Пациенты просят правительство пересмотреть подходы к оплате медпомощи за счет средств ОМСТем не менее во всех странах медицина имеет бюджетные ограничения: «Хоть и болезненно это признавать, но неограниченный доступ ко всем медицинским технологиям вряд ли возможен. Нужно понимать средний бюджет на лечение различных категорий пациентов». Специалист считает, что на сегодняшний день в механизме попадания препарата в тот или иной список присутствует большой субъективный компонент, и это вызывает определенные реакции со стороны общества.

«Крайне необходимо уменьшить роль субъективного компонента при формировании списка ЖНВЛП. Куда лучше, если бы подобные вещи в большей степени определялись прозрачными правилами игры. И наверное, эти правила нужно разработать», – предложил Евгений Имянитов.

С позиции Алексея Березникова, руководителя рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков, руководителя Дирекции медицинской экспертизы и защиты прав застрахованных граждан ООО «АльфаСтрахование-ОМС», недоступность медпомощи часто связана не с особенностями закупок, а с ее организацией. Как он рассказал, в процессе экспертизы нередко приходится сталкиваться с тем, что препарат есть в клинических рекомендациях, но не попадает к пациенту.

«Оплачивать дорогостоящие препараты по КСГ – это большие финансовые потери для медицинских организаций. Естественно, эти препараты практически не применяются. Если затраты на проведение лечения ниже, чем тариф, возникает финансовая мотивация к проведению тех или иных медицинских мероприятий. Мы сразу видим их увеличение в счетах, видим, что именно эта схема вдруг начинает подходить для большинства пациентов, то есть там есть положительная маржинальность. Фактически это начинает определять действия врачей, чего быть не должно», – сказал он.

Возглавляя экспертную службу в своей компании, Алексей Березников утверждает, что треть выявляемых нарушений связана с лекарственной терапией, чаще всего как раз с изменением схем лечения по так называемым экономическим показаниям: «Когда начинается новый год и вдруг пациентов начинают переводить с одних схем на другие, это обусловлено не тем, что пациенту плохо на предыдущей схеме, а тем, что она стала вдруг менее доходной для медицинской организации и больного переводят на более высокодоходную».

Важен поиск оптимальных медико-экономических, правовых и фи нансовых решений для того, чтобы сделать доступ к самым современным формам терапии более широким, адекватным, оперативным, сказал Николай Дронов, председатель координационного совета МОД «Движение против рака»: «Государство не плательщик за все и вся. Это мы понимаем прекрасно. У государства тоже есть определенные возможности. К сожалению, мы видим, что реализация федерального проекта “Борьба с онкологическими заболеваниями” идет с определенными сложностями, в том числе в связи с нагрузкой, которая обрушилась за последние два года на систему здравоохранения». Тем не менее за соблюдение декларируемых Конституцией РФ прав и свобод человека отвечают в том числе и органы здравоохранения, которые должны изыскивать такие методы работы, которые позволят не допускать ситуации, когда препарат, зарегистрированный и включенный в клинические рекомендации, не может быть назначен и выписан только потому, что тариф на оплату медицинской помощи по этому профилю не покрывает его стоимость, отметил эксперт.

Николай Дронов обратил внимание участников круглого стола на то, что с 2022 г. вступает в полную силу положение о применении клинических рекомендаций как в клинической практике, так и для организации оказания тех или иных видов медицинской помощи: «Это тот инструмент, с помощью которого всегда можно ответить на вопрос, правильно вас лечили или нет. Это важно для защиты прав пациента, и теперь это будет важно для организации медицинской помощи и профессиональной деятельности врача».

По итогам круглого стола участники приняли резолюцию о необходимости внесения изменений в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС и в справочник схем и групп лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для круглосуточного и дневного стационара.

Источник: «Национальная онкологическая программа 2030», №5, 2021