19 ноября 2018 года в верхней палате российского парламента состоялась встреча сенаторов с Министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, посвященной национальному проекту «Здравоохранение».
Вступительное слово В.И. Матвиенко
Вступительное слово В.И. Скворцовой
Вступительное слово В.И. Матвиенко:
Уважаемые коллеги, всем добрый день! Уважаемая Вероника Игоревна, уважаемые коллеги, всех рада приветствовать в Совете Федерации! Цель нашей встречи – обсудить перспективы национального проекта «Здравоохранение» в формате заинтересованного диалога, без отчетов, без докладов, без выступлений. Нам бы очень хотелось… У нас появилась такая новая рубрика – «Открытый диалог с министром», вот примерно в таком ключе. С Министром здравоохранения не каждый день есть у вас возможность встретиться, у сенаторов, представителей регионов, поэтому давайте пообсуждаем. Потому что национальный проект «Здравоохранение» касается не только федеральной части, безусловно, но он будет эффективен тогда, когда это будет единый, цельный проект с активным подключением субъектов Федерации, с единой идеологией, с едиными критериями, показателями.
И в этой части я хочу поблагодарить Веронику Игоревну за то, что она уделяет большое внимание регионам. И большое спасибо, что Вы откликнулись на наше предложение, для нас очень важно услышать точку зрения первого лица на этот счет и высказать свои идеи, предложения. Мне кажется, что наша встреча очень актуальна с учетом недавнего совещания, которое провел президент страны 2 Владимир Владимирович Путин в Санкт-Петербурге, касающегося обеспечения населения лекарствами. Очень острая тема, очень правильно и точно выбранная для совещания. При том, что за последнее время очень много сделано по увеличению производства собственных фармпрепаратов, по упорядочению лекарственного обеспечения, по борьбе с фальсификатами и так далее, тем не менее проблем еще много. В первую очередь – это качество и доступность лекарств, цена на лекарства и многие другие вопросы. У нас тоже есть сегодня возможность по горячим следам обсудить эту актуальную тему.
Еще раз хочу подчеркнуть, что при реализации национального проекта «Здравоохранение» очень важна координация между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В этом я вижу роль сенаторов как проводников идей федерального центра в регионы и исполнения поручений, которые дают субъекты Федерации, мониторинг ситуации и своевременное реагирование на те проблемы, которые возникают.
Безусловно, национальный проект «Здравоохранение» в первую очередь направлен в целом на совершенствование отечественной системы здравоохранения, качество медицинского обслуживания населения, укрепление здоровья, снижение смертности. Здравоохранение, как мы знаем, является одним из ключевых факторов увеличения продолжительности жизни населения. Поэтому эти вопросы для Совета Федерации – палаты регионов – всегда были приоритетными и остаются таковыми. И собрались мы не просто поговорить, а для того чтобы, обменявшись мнениями, высказать свои рекомендации, донести мнения субъектов Российской Федерации. Как вы знаете, при Совете Федерации создан Совет по региональному здравоохранению. Мы провели уже 3 три тематических заседания, и практика показала, что эта идея была абсолютно своевременной и правильной. И те вопросы, которые мы обсудили, по развитию инфраструктуры детского здравоохранения, мы не только обсудили, а вместе с Министерством здравоохранения настойчиво ставили перед правительством в целом вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу по здравоохранению детских больниц и поликлиник. Всего, если я не ошибаюсь, 37 детских больниц и поликлиник и две еще вдогонку, хочу отдельно поблагодарить Силуанова, это Чувашия и Белгородская область, две еще удалось добавить. На очереди у нас Мордовия, детская больница, Смоленская область, другие. Это мы уже будем рассматривать по готовности документации при рассмотрении бюджета 2019–2021 годов. То есть есть практическая отдача от такой работы.
Мы рассматривали вопрос борьбы с онкологией, формирование национальной программы борьбы с онкологией. Естественно, постоянно работа, экспертиза, оценка состояния ведется под эгидой Комитета Совета Федерации по социальной политике. Хочу поблагодарить Галину Николаевну Карелову, Валерия Владимировича Рязанского за то, что они очень неформально эти вопросы рассматривают.
Федеральное Собрание, в частности Совет Федерации, и по нашей инициативе, и по другим мы приняли целый ряд законодательных актов. Я хочу сказать, что по инициативе Совета Федерации нам удалось расширить количество нозологий, по которым, по орфанным заболеваниям, финансирование, закупки лекарств вынесено на федеральный бюджет, добавилось еще пять нозологий. Но это только начало пути. Есть понимание в правительстве, в Минздраве, естественно, в Министерстве финансов, 4 что надо дальше двигаться по этому пути. Все лекарства по орфанным заболеваниям необходимо перевести на федеральный уровень с тем, чтобы обеспечить равенство и доступность всех граждан в стране к получению лекарств по этим редким заболеваниям. Мы будем и дальше настойчиво этого добиваться.
Коллеги, есть и застарелые болевые точки, все вы их хорошо знаете, и Министерство здравоохранения, и сенаторы. Наверное, пришло время уже и с этими болевыми точками начать более системно работать. К ним бы я отнесла по-прежнему нехватку кадров. Не буду называть регионы: на 600 ФАПов 500 фельдшеров, 100 ФАПов без медицинского работника. Не хватает врачейспециалистов по-прежнему и так далее. Хотя ситуация улучшается, но нельзя сказать, что она уже как-то стабилизировалась.
Диспропорции в тарифах на оказание медицинской помощи. Понятно, разные возможности регионов. Но, скажем, на лечение одного онкологического больного в зависимости от региона приходится от 15 тысяч до 220 тысяч, разница в 15 раз. Согласитесь, что это многовато. А мы с вами продвигаем, и я уверена, продвинем идею «стандарта благополучия», который каждому гражданину нашей страны, независимо от места проживания, обеспечил бы равный не снижаемый стандарт получения, оказания, в том числе медицинской помощи.
Строительство медицинских учреждений. Тоже обсуждали эту тему. Понятно, есть северные условия, есть сейсмические условия, еще целый ряд. Но у нас аппетиты иногда у руководителей регионов так разгораются, что они начинают там такие центры строить, неуместные, ненужные, с нехваткой специалистов высококачественных. Вот здесь надо стандартизировать вместе с министерством по строительству: город, я не знаю, 50 тысяч, 5 100 тысяч, 500 тысяч, миллион – должны быть типовые проекты с утвержденной ценой, которая может, естественно, индексироваться по инфляции. И тогда хотя бы будет сопоставима стоимость. Потому что даже по детским больницам, смотришь, разброс стоимости объектов настолько велик, что это абсолютно неоправданно, это неэффективное расходование бюджетных средств как на федеральном уровне, так и на региональном. Здесь тоже надо подумать, как упорядочить эту работу. Да и, в общем, много других.
Безусловно, изменения в пенсионной системе поставили также новые задачи перед системой здравоохранения. И с учетом роста жизни наших граждан, средней продолжительности жизни, и появлением все большего количества людей пенсионного возраста, конечно же, нужно заниматься и развитием этой части здравоохранения, чтобы нашим уважаемым пенсионерам, людям пожилого возраста обеспечить по-настоящему здоровое и комфортное долголетие. Надо сейчас этому направлению уделять больше внимания.
Я рада тому, что (пусть, может быть, кому-то это покажется мелочью, но, на мой взгляд, это не мелочь) по инициативе группы сенаторов во главе с Валерием Владимировичем Рязанским был принят закон, который дает гражданам предпенсионного возраста право на дополнительный оплачиваемый отпуск для прохождения диспансеризации. Я считаю, что это нужно сделать по отношению ко всем категориям граждан, для того чтобы обязать работодателей и бизнес также нести социальную ответственность за состояние здоровья своих работников.
Безусловно, коллеги, национальный проект «Здравоохранение» имеет ключевое значение для страны, и в этой аудитории вас в этом не надо убеждать. Давайте вместе будем работать так, чтобы каждый 6 гражданин почувствовал на себе качественное улучшение медицинского обеспечения и медицинского обслуживания населения. Я вас хочу поблагодарить и с удовольствием предоставляю слово Веронике Игоревне Скворцовой, министру здравоохранения. Вероника Игоревна, пожалуйста, Вам слово.
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна, глубокоуважаемые коллеги! Прежде всего я хочу начать со слов благодарности Совету Федерации, потому что мы работаем каждодневно вместе, и хотим поблагодарить за возможность сегодняшней встречи и обсуждения национального проекта «Здравоохранение».
Национальный проект «Здравоохранение» первым был одобрен Правительством Российской Федерации в начале июля 2018 года и одобрен 30 сентября текущего года.
Главными задачами и целевыми показателями нашего национального проекта явилось решение тех задач, которые президент поставил в своем указе, – снижение смертности трудоспособного населения, снижение смертности от болезней сердечно-сосудистой системы, от онкологических болезней и снижение младенческой смертности. Но при этом главной национальной целью является увеличение продолжительности жизни. Эта цель вынесена за пределы национального проекта, и она возглавляет все 12 национальных проектов Российской Федерации.
Я бы хотела отметить, что написание национального проекта, который содержит внутри восемь федеральных проектов, осуществлялось в несколько этапов. После первого рамочного общенационального проекта в июле мы начали работу со всеми субъектами Российской Федерации, и 17 июля мы провели семинар 7 с руководителями, вице-губернаторами по социальным вопросам, региональными министрами, региональными руководителями территориальных фондов ОМС, всеми директорами национальных медицинских исследовательских центров, ректорами медицинских вузов и деканами медицинских факультетов, для того чтобы обозначить основные стратегии проекта и алгоритмы, по которым каждый регион делает свои региональные сегменты, исходя из ситуаций сегодняшнего дня, которые достаточно различаются между регионами.
Эта работа проходила сначала заочно самими регионами, а с 1 августа начался двухмесячный период, когда каждый регион защищал все свои восемь региональных сегментов, входящих в национальный проект, на территории Минздрава. И было несколько итераций каждого регионального сегмента национального проекта.
На сегодняшний день это 85 разных проектов, учитывающих все, начиная от демографической ситуации, плотности и расселения жителей на территории субъекта, транспортной инфраструктуры, климатической зоны, ситуации сегодняшнего дня с теми показателями, которые мы вместе мониторим.
И последний этап нашей работы связан с тем, что, получив эти 85 разных региональных проектов, по сути дела, как бы сегментов единого проекта, мы уже сводили эти показатели и сравнивали, подойдем мы к тем рамочным показателям, которые вначале готовили, и если нет, мы уже индивидуально с регионами эти показатели выравнивали.
Это сложная, на самом деле, логистическая работа, потому что, чтобы выйти всей стране на продолжительность жизни 78 лет, мы не можем всем субъектам поставить эту планку. Я хотела бы отметить, что у нас есть субъекты, где продолжительность жизни 8 пока 60 лет или даже чуть ниже. И даже в том случае, если мы будем идти очень большим шагом, прибавляя в течение шести лет по году, мы все равно не выйдем на продолжительность жизни общенациональную.
Поэтому у нас есть субъекты, которые должны выше 78 лет получить результаты, такие как Москва, Ингушетия, некоторые другие регионы, которые уже сейчас имеют 80 лет продолжительность жизни. А какие-то мы будем ускоренно развивать, понимая, что мы должны их скомпенсировать уже более развитыми регионами.
Вся эта работа, она сейчас еще продолжается, и уже итоговый национальный проект со всеми региональными сегментами по федеральным проектам должен быть утвержден до 30 декабря. Весь ноябрь, до 1 декабря, мы работаем уже с правительством активно, и мы имеем определенные комментарии, замечания, которые по ходу работы дорабатываем и соответственно учитываем.
Главная задача, для того чтобы мы вышли на тот показатель по продолжительности жизни, который поставлен, – 80 лет к 2030 году, – это существенно снизить число смертей в течение года. Для того чтобы мы могли это сделать, нам нужно уже к 2024 году сократить число смертей на 229 тысяч человек в год. Это чрезвычайно сложная, амбициозная задача с учетом того, что у нас население действительно продолжает жить дольше, у нас увеличивается число граждан старше 60 лет и старше 80 лет.
В этой связи был вместе с экспертным сообществом оценен резерв возможностей, которые у нас есть. 200 тысяч из 229 тысяч мы можем сократить за счет борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это враг номер один, который, собственно, определяет сейчас демографическую ситуацию в целом. 23 тысячи – 9 это борьба с онкологическими заболеваниями. И остаток – это детская смертность от всех причин.
Вот три этих основных вектора и легли в основу формирования трех федеральных проектов, главных смысловых проектов национального проекта «Здравоохранение», с учетом того, что 50 процентов успеха, достижения результата по этим трем проектам скрыто в первичной медико-санитарной помощи, которая и обеспечивает профилактику и популяционную (и так называемые чекапы, скрининги здоровья), и специфическую профилактику путем иммунопрофилактики (вакцинации), и соответственно, лечение интеркуррентных заболеваний. Вот четвертый смысловой проект – это совершенствование первичной медико-санитарной помощи.
Но для того чтобы эти четыре проекта были исполнимы, созданы еще четыре обеспечивающих проекта. Это решение кадровой проблемы, прежде всего устранение дефицита кадров в первичном звене, о чем Валентина Ивановна сказала сейчас. Кроме того, это устранение дефицита по специализированным узким специальностям и соответственно введение уже в актив системы непрерывного медицинского образования, повышение уровня профессиональной квалификации и расширение на всю медицинскую армию с высшим и средним образованием процедуры аккредитации как допуска к профессиональной медицинской деятельности. Это соответственно пятый проект.
Шестой проект – это цифровизация, формирование единого цифрового контура (и об этом я отдельно скажу). Для нас это важнейший проект в связи с тем, что фактически он формирует все правильные управленческие процессы, от лекарственного обеспечения, от кадрового обеспечения, обеспечения материальных, 10 финансовых ресурсов. Он позволяет нам перейти на электронный документооборот, включая электронные рецепты, электронные больничные листы, электронные выписки и так далее, и активно развивает телемедицину.
Читать стенограмму на тему «О национальном проекте «Здравоохранение»