Поиск по сайту
ЦАОП: доступная онкопомощь для всех

ЦАОП: доступная онкопомощь для всех

В рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» будет открыто 536 центров амбулаторной появилось только в прошлом году. ЦАОП призваны минимизировать сроки проведения диагностики, максимально сократить время до начала лечения, повысить его доступность, приблизить возможности проведения химиотерапии к месту жительства пациента, а также предоставить реабилитацию онкологическим больным.

«Доступность медицинской помощи должна стать примерно одинаковой для граждан, живущих в разных регионах в неодинаковых условиях. Мы стремимся к увеличению количества наблюдаемых больных в амбулаторном звене», – заявил генеральный директор НМИЦ радиологии, главный внештатный специалист онколог Минздрава России Андрей Каприн на открытии Международного научно-практического форума «Российская неделя здравоохранения».

Комплексно и быстро

Похожие задачи прежде возлагались на онкологические кабинеты – первичное звено в организации онкопомощи населению. Они создавались с целью стать первыми консультантами поликлинических врачей по вопросам диагностики и лечения пациентов, организаторами профилактических осмотров населения, направленных на выявление онкозаболеваний. Однако в том виде, в каком они существуют сейчас, эти кабинеты не могут выполнять задачи, диктуемые новыми вызовами, считает Андрей Каприн.

Основные функции ЦАОП:

  • Диагностика онкологических заболеваний, включая установление распространенности онкологического процесса и стадии заболевания.
  • Проведение химиотерапевтического лечения пациента с ЗНО в условиях дневного стационара или в амбулаторных условиях в соответствии с рекомендациями консилиума.
  • Осуществление оценки эффективности и переносимости проводимого лечения с использованием лабораторных и инструментальных методов лечения.
  • Проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения.
  • Оказание паллиативной помощи, включая назначение противоболевой терапии.
  • Оказание консультативной и методической помощи, контроль симптоматического лечения.
  • Осуществление диспансерного наблюдения за больными.
  • Санитарно-гигиеническое просвещение населения.
  • Анализ случаев смерти в течение первого года с момента установления диагноза онкологического заболевания.
«Развитие комплексной диагностической службы в онкологии – это новая цель, решаемая только в ЦАОП. Без них, принимая во внимание территориальные особенности нашей страны, мы не видим возможности приближения онкологической помощи к регионам. Но даже несмотря на отсутствие в онкологических кабинетах соответствующего требованиям времени оборудования, в условиях спроса на первичную онкологическую помощь пока отказываться от них рано, – убежден Андрей Каприн. – А со временем замыкать ее надо на ЦАОП».
Организация сети таких центров предполагает, что они появятся во всех 85 регионах и будут создаваться на базе многопрофильных учреждений – ЦРБ, городских больниц, поликлиник, клинико-диагностических центров, обслуживающих территории с численностью населения от 50 тыс. человек. Согласно Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012г. № 915н (с внесенными в 2017 г. изменениями), центры должны обладать полным спектром оборудования, необходимого для комплексной и быстрой диагностики онкозаболеваний. Это прежде всего отделение (кабинет), оснащенное оборудованием для рентгенологических исследований, профилактических осмотров легких, маммографических исследований и рентгеновской компьютерной томографии; эндоскопическое отделение (кабинет); отделения (кабинеты) ультразвуковой и функциональной диагностики; клинико диагностическая лаборатория. Все эти подразделения должны быть функционально и технологически объединены, что означает их размещение в пределах одного здания или комплекса зданий.

Как пояснила директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Екатерина Каракулина на X Всероссийском конгрессе пациентов, делается это для того, «чтобы уже имеющееся оборудование сконцентрировать в одном месте, у пациентов имелась возможность получить симптоматическое лечение у профильных специалистов и был открыт максимальный доступ к диагностическим процедурам». Работать с оборудованием в центре должны специалисты различных направлений, штатное расписание должно соответствовать заявленным функциям центра и запросам прикрепленного населения. Здесь же должны заработать и службы психосоциальной поддержки, медицинской реабилитации, паллиативной помощи, диспансерного наблюдения, амбулаторной химиотерапии, мониторинга лечения.

«То есть пациенты должны понимать: не надо ехать в областной центр, сначала нужно быстро и четко получить диагностику. Если только диагноз подтверждается, дальше врач направляет больного в региональный центр или в федеральную медицинскую организацию, в зависимости от стадии патологии, возможностей, которые на сегодняшний день заложены в онкопрограмме», – сказала Екатерина Каракулина.

Московская модель

В Москве, где разработали и внедряют новую целевую модель оказания онкологической помощи, подчеркивают особое место в ней центров амбулаторной онкологической помощи. В процессе реформирования ресурсы будут сконцентрированы в шести многопрофильных стационарах, в подчинение которых переходят ЦАОП. Это необходимо в целях обеспечения преемственности и непрерывного ведения пациента на всех этапах, рассказала на XII Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество» заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

«Мы провели работу и сформировали целую программу, включающую инфраструктурное обновление наших учреждений, в том числе строительство ЦАОП. Все они будут оснащены по единому стандарту. Он включает в себя наличие врачей-онкологов по всем профилям, телемедицину и дистанционные онкоконсилиумы, школы пациентов, службу реабилитации. Даже помещение для каждого ЦАОП рассчитывается, исходя из количества проживающего на территории населения, чтобы обеспечить единую пропускную способность. Я уже не говорю о том, что логистика, маршрутизация, оснащение оборудованием будут едиными, стандартизированными», – раскрыла она особенности программы.

Принципиально важным Анастасия Ракова считает размещение ЦАОП на территории больницы:

«Это совершенно другие возможности по концентрации специалистов. Врач, который оперировал, может перейти в другое помещение, в здание, где находится его пациент. В то же время открываются новые возможности для широкого использования диагностической базы, а значит, появляется больше шансов уложиться в те жесткие сроки диагностики и лечения, которые ставит федеральное руководство».

Для всех учреждений предусмотрены единые стандарты оснащения специалистами и оборудованием, требования к квалификации врачей, порядок организации и проведения онкологических консилиумов, требования к маршрутизации пациентов, качеству и срокам выполнения исследований, отметила Ракова. Заработают и шесть централизованных патоморфологических лабораторий мирового уровня для обеспечения высококачественной и оперативной диагностики.

Предусмотрены создание единого информационного пространства «поликлиника – ЦАОП – стационар», переход на новые более эффективные схемы лекарственного лечения по основным видам рака, модернизация инфраструктуры онкологической службы – закупка современного оборудования, строительство и капитальный ремонт зданий.

Готовится и новая схема маршрутизации пациентов – с четкой логистикой и жесткими сроками. Работать система будет следующим образом. Поликлиникам дается минимальный набор исследований, при подозрении на рак врач-терапевт должен их провести. Если они покажут ЗНО, пациента направят в ЦАОП к врачу-онкологу для установления точного диагноза и определения стадии заболевания. Затем пациент попадет в один из шести многопрофильных центров, где в течение трех дней будет проведен консилиум врачей-онкологов. Специалисты решат, какой метод подойдет пациенту лучше всего – хирургия, химиотерапия или лучевая терапия.

После этого больной поступает в стационар или ЦАОП для лечения. Завершив прохождение терапии, пациент переводится в ЦАОП на диспансерное наблюдение для Чтобы обеспечить преимущество пациенту и провести исследование в установленные сроки, врач на уровне ЦАОП получает приоритетное право воспользоваться всеми диагностическими мощностями, подчеркнула Анастасия Ракова:

«На сегодняшний день они неодинаковы, но мы их выровняем. Врач имеет возможность воспользоваться мощностями стационара, и, самое главное, у него есть бесспорное право автоматически записать человека на необходимое обследование в поликлинике, которая уже не может отказать, а обязана принять человека в сроки, установленные законодательством».

Не просто табличка

Создание и функционирование ЦАОП – это большая междисциплинарная задача для всех специалистов, работающих в сфере охраны здоровья. Усилиями только онкологической службы ее сложно решить качественно. Поэтому очень важна поддержка региональных властей, тем более что оснащение центров – именно их задача, подчеркивают в Минздраве России. Полноценный центр амбулаторной онкологической помощи – это не только нужные специалисты и оборудование. Важно глубоко продумать локальную нормативную базу: внутренние приказы по созданию ЦАОП и определению его штатной численности, регламент взаимодействия между различными медицинскими организациями, положение о ЦАОП и многое другое.

Сотрудники ЦАОП должны получить возможность отслеживать пациента на всем его пути – от момента подозрения на онкологическое заболевание. Поэтому особое внимание уделяется их включению в единую информационную систему региональной медицинской службы. Такие системы автоматизации сегодня есть практически во всех субъектах Федерации, однако они неоднородны по качеству, обладают разной «глубиной» внедрения.

Заместитель руководителя Координационного центра по реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» Минздрава России Наталья Пиковская связывает необходимость подключения к информационной системе региона с полнотой регистрации онкологических больных, эффективностью их диспансерного наблюдения.

«Дело в том, что, если ЦАОП не находится в системе, мы не можем отслеживать движение пациента, контролировать сроки его диагностики, и суть ЦАОП нивелируется», – сказала она на XXIII Российском онкологическом конгрессе.

Андрей Каприн также акцентирует на этом внимание:

«Мы бы хотели, чтобы в ЦАОП была информатизация, чтобы врач первичного звена следовал четким инструкциям и обязательно консультировался по телемедицинским каналам, тем более что наш Центр радиологии уже осуществляет телеконсультации в круглосуточном режиме».
ЦАОП – это не просто табличка, которую повесили на стене медицинской организации, подчеркивает Наталья Пиковская. Важно, чтобы эти медучреждения соответствовали заявленным целям: быстрое начало диагностики, приближение лечения к дому пациента. Поэтом качество работы открывающихся центров находится на постоянном контроле у Минздрава РФ. Проверки в 2019 г. позволили выявить такие проблемы в организации их работы, как неукомплектованность кадрами, отсутствие ремонта зданий, навигации пациентов и транспортной доступности ЦАОП, неопределенность объемов медицинской помощи, плохая информированность населения о назначении новых медучреждений и ряд других. Все возникающие вопросы необходимо решать на местах, обсуждать на открытых площадках, но важно также видеть и перенимать успешный опыт решения этих проблем, призвала Наталья Пиковская.