Поиск по сайту

Рост финансирования позволит удовлетворить потребности в онкопомощи

Для Минздрава России и Фонда обязательного медицинского страхования этот год прошел достаточно напряженно: совместно были сформированы новые требования к лечению онкологических больных, финансированию терапии и отчетности по результатам проведенного лечения. Итоги этой работы, направленной на то, чтобы граждане могли получать достойную медицинскую помощь, представила начальник Управления модернизации системы ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ольга Владимировна Царева. На XXIII Российском онкологическом конгрессе она рассказала об итогах девяти месяцев реализации проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в части, финансируемой из системы ОМС.

 

Ольга Царева, начальник Управления модернизации системы ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхованияОльга Царева,
начальник Управления модернизации системы ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования

 

Ольга Царева напомнила аудитории, что в 2019 г. впервые был установлен норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по профилю «онкология»: круглосуточный стационар – 76 708,5 руб.; дневной стационар – 70 586,6 руб. Финансовое обеспечение программы в 2019 г. составило 200,4 млрд руб. (прирост в 2,1 раза к 2018 г.), в том числе на химиотерапию выделяется 150,3 млрд руб. (прирост в 3,2 раза к 2018 г.). Направление существенных объемов средств на химиотерапию объясняют тем, что именно эта часть была «в загоне» и наибольшее количество жалоб от населения поступало в связи с недоступностью химиотерапевтического лечения. Как уточнила докладчик, в 150,3 млрд руб. «сидит» дополнительный транш из федерального бюджета в размере 70 млрд руб., который предназначен для проведения противоопухолевой терапии.

На финансовое обеспечение медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями по итогам девяти месяцев использовано 124,7 млрд руб. (82,9%). «Это очень и очень неплохой показатель, если вспоминать, с каких весьма скромных оценок мы начинали год. Хотя нам за оставшиеся три месяца еще надо нарастить объемы оказания медицинской помощи и соответственно финансирования», – прокомментировала она итоги. Из этой суммы 76,1 млрд руб. (61%) были использованы на химиотерапию. Докладчик оценила это как тоже весьма достойный показатель, но призвала за оставшиеся три месяца еще нарастить объемы медицинской помощи и ее финансирование.

Однако представленные в докладе данные показывают, что не все субъекты одинаково хорошо справляются с поставленными задачами. В 29 регионах использовано менее 80% средств. Это Республика Дагестан (28,3%), Чеченская Республика (49%), Республика Ингушетия (51,3%), Республика Крым (53,9%), Хабаровский край (54,5%), Республика Алтай (54,9%), Республика Бурятия (56,9%), Республика Калмыкия (58,9%), Новгородская область (62%), Республика Коми (62,6%), Республика Тыва (64,1%), Калининградская область (66,2%), Волгоградская область (66,9%), Новосибирская область (68,4%), Амурская область (68,4%), Забайкальский край (69,7%), Пермский край (69,8) и др.

Ольга Царева обратила внимание на то, что в абсолютных аутсайдерах оказалась часть субъектов Северо-Кавказского федерального округа, и предложила совместно исправлять ситуацию, работая прежде всего с онкологами этих субъектов. Она отметила, что данные представлены с учетом так называемых межтерриториальных расчетов, то есть с учетом расходования средств территориальных фондов на лечение своих пациентов в других субъектах РФ, а не только на своей территории: «И даже при том, что мы прибавили объемы межтерриториальных расчетов, то есть стоимость лечения пациентов, скажем, Дагестана в Москве или других регионах страны, вы видите довольно скромные показатели».

Рассматривая вопрос достаточности финансирования химиотерапии в пределах установленных коэффициентов затратоемкости, Ольга Царева указала, что, например, к КСГ первого уровня подвязано 60 схем лечения, а по перечню включенных в эту группу препаратов практически все схемы лечения попадают в стоимость КСГ, лишь некоторые стоят дороже. При этом необоснованное установление в тарифных соглашениях повышающих поправочных коэффициентов к наименее затратным случаям госпитализации пациентов, в том числе связанных с проведением химиотерапии, расценивается Федеральным фондом как нерациональное и неэффективное расходование средств ОМС и является нарушением базовой программы ОМС, указала она. «Переходить на систему оплаты за конкретную схему мы по-прежнему считаем нерациональным, так как это приведет к значительному удорожанию лечения. Финансово мы не видим в этом необходимости. Но в 2020 г., с учетом пожеланий врачей, мы внесем некоторые коррективы, особенно дорогостоящие группы мы разгруппируем, дав возможность в полном объеме покрывать схемы максимальной стоимости», – по­обещала выступающая.

Позитивно оценена картина по исполненным объемам медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, оказанной в условиях как круглосуточного, так и дневного стационара: в целом по РФ это 100%. Но есть отдельные субъекты, которые не добирают показатели ни по деньгам, ни по объемам. Открывают этот список опять же Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия и еще ряд субъектов, которые, как сказала Ольга Царева, не обладают достаточной клинической базой, чтобы оказывать медицинскую помощь.

Впервые в 2019 г. установлены нормативы объема и стоимости объема медицинской помощи как в условиях круглосуточного (норматив 76,7 тыс. руб.), так и дневного (70,6 тыс. руб.) стационара, и эта практика будет продолжена в программе госгарантий в 2020 г., сказала представительница ФОМС: «Эти нормативы финансовых затрат установлены без учета коэффициента дифференциации, и, чтобы программа была сбалансирована, должны быть выполнены и объемные, и финансовые показатели».

Однако существенное число субъектов РФ не достигают плановых нормативов и финансовых затрат, отмечают в ФОМС. «Это значит, что используют наиболее дешевые препараты для лечения, а дорогие не применяются или применяются в недостаточном количестве», – объяснила причину Ольга Царева.
По круглосуточному стационару показатели ниже уровня норматива отмечаются в Липецкой, Ярославской, Владимирской и Калининградской областях, республиках Калмыкия, Кабардино-Балкарской, Крым и Мордовия, Краснодарском крае, г. Севастополе. В дневном стационаре по нормативам ниже уровня оказались показатели Свердловской, Смоленской, Московской, Челябинской, Волгоградской, Оренбургской и Калининградской областей, городов Москвы и Севастополя, Республики Калмыкия.

Кратность госпитализаций пациентов в условиях круглосуточных и дневных стационаров за период с января по сентябрь 2019 г. возросла на 16% – 4,32 госпитализации на одного пациента против 3,73 в 2018 г. Однако ФОМС не удовлетворяет соотношение пролеченных на ранних и поздних стадиях заболевания: количество пациентов на 1-й и 2-й стадиях составило 28,1%, на 3-й и 4-й стадиях – 45,4%.

«Хотелось бы больше видеть больных на 1-й и 2-й стадиях, но в отдельных субъектах этот показатель крайне низкий. Первая причина тому – недостаточное выявление заболевания, несмотря на тот ресурс, который направляется на проведение диспансеризации. Вторая причина – часть пациентов, у которых были подозрения на онкозаболевание либо даже верифицированный диагноз, не лечатся. И ни одному онкологу на местах нет дела, куда делись эти пациенты и какова их дальнейшая судьба. Не лечатся – и не надо. Поэтому мы со следующего года будем уделять больше внимания диспансерному наблюдению онкобольных, чтобы они никуда не терялись и мы точно понимали траекторию их лечения», – заверила Ольга Царева. Нормативы финансовых затрат существенно вырастут.

В 2020 г. нормативы финансовых затрат по программе государственных гарантий составят для пациентов с онкологическими заболеваниями 100 848 руб. в круглосуточном стационаре (рост 31,5% к 2019 г.) и 77 638 руб. – в дневном (рост 10% к 2019 г.). Рост финансирования круглосуточного стационара будет происходить за счет перевода конформной лучевой терапии из второго перечня ВМП в первый перечень в рамках базовой программы ОМС. «То есть вся та конформная терапия, которая в этом году оплачивалась по квотам в рамках второго перечня, теперь погружается в первый перечень, который будет оплачиваться в рамках системы ОМС», – уточнила Ольга Царева.

Также вырастут объемные и стоимостные показатели хирургической помощи при лечении онкологических патологий. Кроме того, с расширением перечня ЖНВЛП и с некоторым увеличением количества схем в следующем году соответственно будет расширена возможность химиотерапевтического лечения в условиях как круглосуточного, так и дневного стационара.

С открытием в субъектах ЦАОП в них будет оказываться химиотерапевтическая помощь, и деньги на это также заложены в программе госгарантий. «Никаких уменьшений для онкодиспансеров в связи с открытием ЦАОП на местах не будет», – опровергла опасения представительница ФОМС. В следующем году в рамках программы госгарантий выделяются нормативы объемов и финансовые нормативы для обеспечения молекулярно-генетических исследований у пациентов. «С учетом предложений онкологического сообщества, жалоб на недоступность этого вида исследования принято решение сделать его более доступным», – сказала Ольга Царева.

Кроме того, выделяются из подушевого норматива финансовые затраты на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, эндоскопического диагностического исследования, гистологического исследования. «Существенный рост финансирования проекта „Борьба с онкологическими заболеваниями“ – 271 млрд руб. в 2020 г. против 200 млрд в 2019 г. – позволит удовлетворить потребности населения в онкологической помощи», – заключила Ольга Царева.

Источник: «НОП 2030», №3, 2019