Национальная
онкологическая
программа
{2030}
Поиск по сайту
Ракообратные: что ценного есть в федеральной программе по борьбе с онкозаболеваниями

Ракообратные: что ценного есть в федеральной программе по борьбе с онкозаболеваниями

Стартующий в 2019 году федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» станет самой масштабной за всю историю отрасли целевой государственной программой. В ближайшие пять лет на ее реализацию планируется истратить рекордные – около 1 трлн рублей – бюджетные средства, которые будут направлены на создание новых клинических мощностей, в первую очередь – на строительство национальной сети центров химиотерапии и реабилитации онкобольных. Vademecum стали известны подробности противоракового плана.

Программа «Борьба с онкологическими заболеваниями» становится стержнем нового нацпроекта «Здравоохранение». Как следует из имеющейся в распоряжении Vademecum версии документа, актуальной на 11 декабря 2018 года, на борьбу с эпидемией злокачественных новообразований в период с 2019 по 2024 год будет направлено почти 63% бюджета всего нацпроекта, или 965 млрд рублей. Этих средств, по мнению авторов программы, должно хватить на достижение генеральных целевых показателей – снижение на 7,5% смертности от онкозаболеваний (до 185 случаев на 100 тысяч населения) и увеличение с 56,8% до 63% случаев выявления болезни на ранних – I и II – стадиях.

Другие разделы нацпроекта получают значительно меньшее финансирование. Например, на борьбу с сердечно‑сосудистыми заболеваниями, которые даже опережают онкологические нозологии в антирейтинге причин смертности, будет направлено только 5% общего бюджета нацпроекта, или 75,2 млрд рублей. Вторая после онкологии по объему вливаний программа «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» получит только 117 млрд рублей, или 8% всего бюджета нацпроекта.

Стартующую онкопрограмму по набору задач и объему ресурсов на их выполнение не с чем сравнить. Разве что с противораковыми мероприятиями, ставшими в период с 2009 по 2014 год частью нацпроекта «Здоровье» и обошедшимися казне примерно в 50 млрд рублей. Эти деньги пошли в основном на закупку оборудования для функциональной диагностики, томографов, эндоскопов, аппаратуры для гистологии и патоморфологии.

Несмотря на то, что предыдущий раунд проводился более чем в 70 регионах страны, смертность от онкозаболеваний снизилась, по данным Минздрава РФ, только на 1%. Проект, сфокусированный на модернизации медучреждений, не учитывал необходимость подготовки кадров, построения системы лекарственного обеспечения, диагностики, а также многие другие факторы, влияющие на эпидемическую картину.

«Новый федеральный проект по борьбе с онкозаболеваниями можно назвать наиболее проработанным из всех составляющих нацпроект «Здравоохранение». Эта программа, с одной стороны, учитывает опыт реализации предыдущих целевых начинаний, с другой, предлагает принципиально новые механизмы. По сути, впервые к системе оказания онкопомощи будет применен комплексный подход», – говорит источник, близкий к Минздраву.

По словам собеседника Vademecum, нынешний план действий во многом опирается на разработанную под руководством академика Михаила Давыдова, тогда еще главного онколога Минздрава РФ, и утвержденную в 2016 году «Национальную стратегию по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период до 2030 года».

В первую очередь – на обозначенные в стратегии четыре принципа противодействия эпидемии злокачественных новообразований: профилактика, раннее выявление, диагностика и лечение, включая реабилитацию, а также паллиативная медицинская помощь.

По мнению опрошенных Vademecum экспертов, главное ноу‑хау федерального проекта – создание сети центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), основной задачей которых будет проведение курсов химиотерапии и реабилитация онкобольных.

В предлагаемых Минздравом поправках к приказу №915н от 15 ноября 2012 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», в частности, говорится: ЦАОП должны быть оснащены камерой для стерильного разведения препаратов, кроватью, инфузоматом, штативом для длительных вливаний, сейфами для хранения сильнодействующих и психотропных веществ и документации. Всего, согласно паспорту федерального проекта, в ближайшие пять лет будет создано около 400 противораковых амбулаторий.

Появление этих структурных единиц способно полностью поменять ландшафт оказания онкологической помощи в стране, сместить акцент от онкодиспансеров и больниц – к профильным амбулаторным учреждениям.

По данным МНИОИ им. П.А. Герцена, в 2017 году в России функционировали 96 онкодиспансеров (92 – со стационарами) и две специализированные онкологические больницы. При этом, по данным Vademecum, один из этих специализированных медцентров демонстрирует давно неактуальный формат, имея в своем распоряжении 12 хирургических отделений и только одно – на 20 коек – химиотерапевтическое.

По информации Vademecum, ЦАОПы будут либо встраиваться в состав многопрофильных областных больниц, либо строиться обособленно, но в любом случае будут представлять собой самостоятельные административные единицы, выведенные из подчинения онкодиспансеров и специализированных больниц.

На каждые 100 тысяч населения в штате ЦАОПов будут предусмотрены четыре позиции врачей‑онкологов. Региональные власти уже начали примеряться к новому формату – в правительстве Татарстана, например, заявили, что откроют в республике девять таких центров, в Омске – четыре онкоамбулатории.

Многообещающе звучит и сама концепция организации ЦАОПов, подразумевающая не просто увеличение финансирования онкологической помощи, но и создание системы подготовки профильных кадров. Снабдить амбулатории специалистами должна помочь реализация еще одной из программ нацпроекта «Здравоохранение» – дальнейшее строительство национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ). Как рассказал Vademecum знакомый с планами регуляторов источник, в KPI для НМИЦ уже заложена подготовка специалистов для ЦАОПов.

Во второй половине 2018 года чиновники всех рангов анонсировали дополнительные бюджетные ассигнования на закупку противоопухолевых препаратов. На 2019 год заявлялась сумма 70 млрд рублей, а на 2021 – уже 140 млрд рублей. Как отмечала начальник управления организации ОМС Федерального ФОМС Светлана Кравчук, эти суммы позволят обеспечить лекарствами 100% онкопациентов, нуждающихся в химиотерапии. По информации Vademecum, сейчас ФФОМС рассматривает возможность значительного повышения тарифов ОМС на химиотерапию.

Тем не менее под вопросом остается формат закупки препаратов для химиотерапии – в актуальном паспорте федерального проекта эта тема не оговорена. Часть опрошенных Vademecum собеседников полагают, что тендеры лекарств будут проводиться по целевой федеральной программе и разыгрываться централизованно.

«Весьма грамотная задумка фармы, – говорит один из собеседников Vademecum. – На центральных складах регионов хранятся препараты, закупленные исходя из сформированной потребности, которую подписывает главный онколог региона. Если остался запас на следующий год, заявка урезается, а это неинтересно поставщикам. Поэтому нужно обеспечить уход препарата – в прямом смысле, в вену, для этого нужна и диагностика. То есть регионы, грубо говоря, получат лекарства и план вливаний. Но доступ к препаратам действительно будет расширен».

Источник: Vademecum