Поиск по сайту
Белокаменная капуста: кем и как будут освоены 15,6 млрд рублей, выделенные Москвой на закупку онкопрепаратов

Белокаменная капуста: кем и как будут освоены 15,6 млрд рублей, выделенные Москвой на закупку онкопрепаратов

Стартовавшая в столице 1 апреля программа обеспечения онкопациентов таргетными и иммунопрепаратами примечательна всем – и громкой PR‑кампанией, и увесистым объемом бюджетных инвестиций, и хитрым механизмом освоения тех самых 15,6 млрд рублей. Подведомственным Департаменту здравоохранения Москвы (ДЗМ) профильным стационарам дарована частичная закупочная независимость, и воспользовавшиеся децентрализацией профильные медучреждения уже объявили конкурсы на сумму более 1 млрд рублей.

В начале февраля 2019 года в Московской городской онкологической больнице (МГОБ) №62 состоялся практически саммит – мэр столицы Сергей Собянин пригласил министра здравоохранения РФ Веронику Скворцову, чтобы объявить о планах оперативного перехода столицы на новые клинические рекомендации по химиотерапии онкозаболеваний. «По федеральному закону, насколько я помню, предполагается трехлетний период. Мы хотим провести эти изменения уже в этом году, начиная со второго квартала, и в течение буквально нескольких месяцев обеспечить стопроцентную доступность таргетной иммунной терапии», – объявил Собянин. Эту сентенцию потом почти слово в слово на разных площадках повторили и вице‑мэр Москвы по социальным вопросам Анастасия Ракова, и глава ДЗМ Алексей Хрипун.

С особым нетерпением медучреждения и поставщики препаратов ждали детализации анонсированного мэрией плана по обновлению Порядка проведения закупок и модели возмещения клиникам затрат на оказание «такого рода услуг». И дождались: через месяц после презентации был издан пакет тематических документов, в частности, постановление правительства Москвы №178‑ПП от 12 марта 2019 года, изменяющее территориальную программу госгарантий на 2019 год.

Цели полагающие

В новой редакции регламента появился блок, описывающий особенности лекарственного обеспечения застрахованных МГФОМС граждан с диагностированными онкозаболеваниями молочной железы, предстательной железы, почки, прямой кишки, легкого и меланомой. Эти пациенты должны бесплатно получать препараты, «предусмотренные схемой лечения, определенной в соответствии с клинической рекомендацией (медицинской методологией)». Лекарственные назначения при амбулаторном лечении будут обеспечиваться через выписку и аптечное обслуживание рецептов, а препараты, применяемые в дневном или круглосуточном стационаре, начнут выдавать сами медорганизации.

Механизм, в общем‑то, стандартный, считают опрошенные онкологи, новация состоит лишь в том, что препараты для использования в стационарах медучреждения впервые с 2015 года смогут приобретать самостоятельно, а не только через подачу заявок на централизованную закупку. Во всяком случае, так им обещали в ДЗМ.

«Пожалуй, впервые за годы моей работы к химиотерапии появилось такое внимание со стороны мэрии, к нам наконец‑то стали прислушиваться. Почему важно было поменять модель финансирования по закупке таргетных препаратов? Усредненный тариф на химиотерапию расходы на приобретение этих дорогостоящих лекарств не покрывает, поэтому теперь в случаях, когда пациенту необходимо подобное лечение, по факту введения препарата учреждению будут компенсироваться затраты, – объяснил заведующий отделением химиотерапии МГОБ №62 Даниил Строяковский. – Отдельно – тариф ОМС на работу, отдельно – компенсация стоимости препарата. Пока эта система работает только для инъекционных препаратов, таблетированные, как и раньше, будут выписывать по рецептам и закупаться городом».

По словам источника Vademecum, близкого к ДЗМ, первоначальный план предполагал вывести из системы ОНЛС и амбулаторную химиотерапию, присоединив в сентябре 2018 года амбулаторно‑поликлиническую службу к стационарам, но потом расклад поменялся.

Территориальной программой госгарантий 2019 года тарифы по онкопрофилю установлены на уровне 117,1 тысячи рублей в дневном стационаре и 127,3 тысячи – в круглосуточном.

Дополнительно за счет бюджета Москвы будут финансироваться закупки препаратов 45 МНН – 25 таблетированных и 20 инъекционных. Самые дорогие в списке ДЗМ – ниволумаб (наименьшая зарегистрированная в перечне ЖНВЛП цена – 70 тысяч рублей за упаковку) и пембролизумаб (154 тысячи рублей за упаковку).

Таблица в формате PDF

В то же время далеко не все включенные в перечень ДЗМ препараты – таргетные и иммунотерапевтические, и уж тем более, как декларировали столичные чиновники, не «самые современные». В списке хватает и давным‑давно присутствующих на рынке госзаказа лекарств, использующихся для сопровождения терапии, например, паклитаксел+альбумин или доксорубицин пегилированный липосомальный.

Эксклюзивным дополнением к федеральным клиническим рекомендациям в ДЗМ называют использование фулвестранта с рибоциклибом или олапарибом при терапии некоторых видов рака молочной железы или, например, применение ниволумаба и пембролизумаба в лечении колоректального рака.

Впрочем, в схемах лекарственной терапии онкозаболеваний, расписанных ФФОМС по клинико‑статистическим группам (КСГ), большинство упомянутых в московском перечне МНН уже присутствует. «Фактически Москва переходит на схемы лечения с применением таргетных препаратов позже других регионов, использующих модель оплаты по КСГ», – говорит источник Vademecum, близкий к Минздраву РФ.

Другое дело, что в регионах зачастую не хватает денег на обеспечение этих, передовых для России схем лечения. Как говорила в 2018 году начальник управления модернизации системы ОМС ФФОМС Ольга Царева, средняя по стране стоимость госпитализации с проведением химиотерапии составляет 26,7 тысячи рублей, а при таком тарифе недорогие курсы химиотерапии оказываются наиболее популярными. Обусловленный дефицитом финансирования рутинный выбор протоколов признавала и Вероника Скворцова.

Да и для бюджета Белокаменной обещанные мэрией 15,6 млрд рублей – деньги серьезные. В 2014 году на закупки всех химиопрепаратов городом выделялись 4,5 млрд рублей, в 2017‑м – порядка 13,5 млрд рублей (в 2018‑м, по информации Vademecum, объем целевых расходов практически не изменился).

Точно спрогнозировать потребность в таргетных и иммунопрепаратах невозможно, утверждают опрошенные Vademecum онкологи, есть только приблизительное понимание о доле случаев, требующих использования таких лекарств. «Мишени для таргетного препарата – поверхностные белки, возникающие в результате различных мутаций, процент которых в той или иной нозологии приблизительно известен. Однако не всегда наличие мутации означает обязательное применение таргетного препарата. При раке молочной железы, например, эти средства могут использоваться и на ранних стадиях – до или после операции, поэтому так «популярен» трастузумаб, а при раке кишечника, напротив, при наличии мутаций применение таргетного препарата неоправданно», – говорит руководитель отдела лекарственного лечения опухолей ФГБУ «НМИЦ радиологии» Александр Феденко.

В 2017 году, по данным МНИОИ им. П.А. Герцена, в Москве на учете состояли 290,9 тысячи пациентов со злокачественными новообразованиями. У 135,6 тысячи из них были диагностированы онкозаболевания шести, выделенных ДЗМ, нозологических форм. Даниил Строяковский приводит в качестве примера наиболее распространенное – рак молочной железы (по состоянию на декабрь 2017 года 64,6 тысячи пациентов):

«Ежегодно раком молочной железы заболевают порядка 7 тысяч москвичек, из них 18% случаев, или 1,2 тысячи, приходятся на HER2‑позитивный рак, большинство пациенток, скорее всего, со II‑III стадиями заболевания, нуждаются в таргетной химиотерапии».

Динамика прироста числа онкобольных значительно не меняется, а значит, через два‑три года накопленные фондом ОМС данные о случаях лечения позволят получить адекватную информацию о структуре заболеваемости и расходах, считает член правления Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) Михаил Бяхов. «Тот факт, что 80% пациентов объективно и обоснованно получают дешевую химиотерапию, а 20% – дорогую, обсуждать нет смысла, в конце концов, увеличение финансирования – предмет переговоров с фондом, – говорит главный онколог Мособласти. – Есть гораздо более серьезная проблема, встающая перед медучреждениями в связи с внедрением подушевого норматива финансирования по профилю «онкология» и переходом на модель КСГ: наверняка окажется, что большинству онкодиспансеров в стране попросту не хватает пациентов, чтобы себя содержать».

Не сразу встроилась

Заказчиками препаратов, включенных сегодня в группу 45 МНН, в последние годы выступали Агентство по закупкам ДЗМ и Департамент по конкурентной политике правительства Москвы. Как показал проведенный мониторинг, в 2017 году выполнение тематического госзаказа обошлось городу примерно в 9 млрд рублей, в 2018‑м – в 5,6 млрд. Объяснить причины столь резкого сокращения объема закупок в ДЗМ не смогли. Ключевыми поставщиками Москвы в 2017‑2018 годах, по нашим сведениям, оказались «Фармстандарт», «Биотэк» и «Биокад», в 2018 году к отгрузкам онкопрепаратов из интересующего нас перечня подключился традиционный партнер ДЗМ – компания «Фармадис».

Стоит заметить, что профильные медучреждения – ГКБ им. братьев Бахрушиных, ГКБ им. Д.Д. Плетнева, ГКБ №40, МГОБ №62, ГКБ им. С.П. Боткина, МКНЦ им. А.С Логинова и ГКОБ№1 – и сами выходили на торги, но делали это редко, приобретая в основном инъекционные таргетные препараты в скромных объемах: в 2018‑м, например, всего на 291 млн рублей (5% от всех тематических закупок). Зато только с 1 января по 3 апреля 2019 года те же клиники объявили тендеры на общую сумму более чем 1 млрд рублей. Совокупная же стоимость госзадания, оформленного в первом квартале, превышает 4,6 млрд рублей.

Впрочем, радоваться обещанному мэрией денежному дождю и предоставленной им закупочной самостоятельности стационары не спешат, опасаясь весьма вероятного кассового разрыва. В системе ОМС, говорят операторы рынка медуслуг, выплата может затягиваться на полтора – три месяца. Некоторым профильным медучреждениям распорядители бюджетов уже выделили «квоту» в 500–600 млн рублей, на которые можно смело закупаться, – город гарантирует возмещение расходов в случае использования приобретаемого клиникой препарата, рассказал на условиях анонимности сотрудник одной из московских больниц: «Но в какие сроки затраченные средства будут возвращаться, никто пока не знает».

Беспокоит этот вопрос и других претендентов на обслуживание московского противоракового госзаказа – федеральные медучреждения и частные клиники. «Во‑первых, мы и так находимся в более уязвимом с экономической точки зрения положении – нет никаких льгот, маржинальность применения многих схем лечения по КСГ в Московской области близка к нулю, часто вынуждены дожидаться возврата средств, уже потраченных на лечение пациентов по ОМС. Во‑вторых, работая по госзаданию, мы получим компенсацию затрат на закупку препаратов по референтной цене, и не факт, что эта цена – самая выгодная, в условиях рынка от поставщиков можно добиться гораздо лучших условий. С другой стороны, референтная цена может быть такой низкой, что на конкурс никто не выйдет», – объясняет ситуацию директор бизнес‑единицы «Боткинская» ГК «Медси» Анатолий Махсон, до 2017 года возглавлявший МГОБ №62.

Именно вопросы цены онкопрепаратов и закупочной самостоятельности больницы стали причиной громкого конфликта, случившегося в конце 2016 года между тогдашним вице‑мэром столицы Леонидом Печатниковым и Анатолием Махсоном, в итоге уволенным. Главврач настаивал, что ДЗМ приобретает препараты по непомерно высоким ценам, и безуспешно пытался вернуть своей больнице, накануне лишенной автономного статуса, хотя бы право прямого взаимодействия с поставщиками лекарств. «Были бы ликвидированы проблемы с финансированием, – говорил тогда Махсон, – но наша просьба просто не обсуждалась».

При эксплуатации новой модели лекобеспечения цены будут предметом особого внимания со стороны ДЗМ и проверяющих органов, говорит источник Vademecum, присутствовавший на тематической презентации главного внештатного онколога ДЗМ Игоря Хатькова. «Важно закупать не дешевле и не дороже референтной цены: первый случай заинтересует аудиторов, второй – представителей СК», – пояснил наш собеседник.

Серьезный настрой распорядителей лекарственного бюджета подтверждает и Даниил Строяковский из МГОБ №62: «Задача новой системы не в том, чтобы сделать химиотерапию сферой для зарабатывания денег, а в том, чтобы медучреждения могли качественно лечить пациентов. Соответственно, закупки будут проводиться по зарегистрированной, референтной цене».

А вот тут есть нюансы. Референтная цена вычисляется из зарегистрированных производителями цен на препараты перечня ЖНВЛП (куда входят позиции «московского списка») и стоимостных показателей уже выполненных госзаказов. На их основе Единая государственная автоматизированная информационная система формирует начальную максимальную цену контракта (НМЦК).

Формула уже «зарекомендовала» себя на закупках бевацизумаба – антилидера тендерного рынка: с 2017 года только в Москве по причине отсутствия заявок сорвалось более десяти аукционов. И это результат состязания локализованного на заводе «Ортат» (входит в группу «Р‑Фарм») Авастина от швейцарской Roche и Авегры от «Биокада», зарегистрировавшего в 2016 году цену в 34,5 тысячи рублей за самую большую дозировку своей версии бевацизумаба, что почти в два раза дешевле оригинала. В связи с этим НМЦК стала формироваться с учетом стоимости дженерика. Сейчас поставщика бевацизумаба ожидают московские тендеры на общую сумму 153,8 млн рублей.

Модель НМЦК, весьма вероятно, повлияет и на закупки комбинации паклитаксел+альбумин. Цена контракта может попасть в зависимость от средней стоимости монопрепарата паклитаксел, значительно более низкой, чем та, по которой предлагается оригинальный комбинированный Абраксан от Celgene. Если на коммерческом рынке Абраксан стоит около 30 тысяч рублей за флакон 100 мг, то предельная зарегистрированная в перечне ЖНВЛП отпускная цена дженерикового монопрепарата с той же дозировкой не превышает 8 тысяч.

Источник: Vademecum